Skip to main content

Цель христианской жизни — уподобление Иисусу Христу.

Христианин призван стать похожим на Него во всем, в том числе, в поступках. Церковь призвана совершать дела, которые покажут Божьи любовь и истину миру.

Вера в делах

Христианская вера — не просто умственное согласие с набором доктрин. Она коренным образом меняет жизнь верующего. Вера должна проявиться в делах, иначе это не настоящая вера.

Так, например, в Евангелии от Иоанна приведены такие слова Христа:

“Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит; и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду”
(Св. Евангелие от Иоанна 14:12)

Наши дела должны превзойти дела Христа не в качестве, а в количестве. Христос уходит к Отцу, чтобы излить на учеников Святого Духа и дать начало величайшему Божьему проекту — церкви. Она должна совершать Его дела по всей земле. Находясь в мире, Христос был один; теперь, в определенном смысле, у Бога тысячи христов по всей земле. Христос был ограничен географически; теперь Тело Христа повсюду.

Христиане призваны Богом не к тому, чтобы исповедовать свою веру, закрывшись от мира, но чтобы показать ее миру, быть солью земли и светом для мира.

Нагорная проповедь Господа содержит такое наставление:

“Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного”
(Св. Евангелие от Матфея 5:16)

Итак, добрые дела — это способ проявить веру и прославить Бога. Подразумевается, что верующие, живя в обществе, должны быть для него словно дорожными знаками, указывающими путь к Богу.

Тому есть много подтверждений в Писании:

“и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения”
(Первое послание Петра 2:12)
“да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа…”
(Послание к Евреям 13:21)

Жить в мире, но быть светом для мира, — так можно обозначить задачу верующего в Христа.

Созданы для добрых дел

Новый завет содержит откровение о том, что мы созданы Богом для добрых дел, которые Он предназначил нам исполнять.

“Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять”
(Послание к Ефесянам 2:10)

Из этого можно заключить, что, во-первых, все верующие призваны совершать добрые дела, во-вторых, что у Бога есть конкретные добрые дела для каждого христианина. И здесь мы можем говорить о призвании, которое соответствует дарам человека.

Кого-то Бог призовет к служению пастора, кого-то — миссионера, кого-то — даятеля и т.д. Бог запланировал для каждого дела, которые мы должны совершить. Однако общим правилом для всех остается совершение добрых дел вообще. Не требуется особого призвания, чтобы не пройти мимо нуждающегося человека, поскольку мы уже призваны к благодеянию.

Делание добра — признак рожденного свыше человека и наличия у него отношений с Богом.

“Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога”
(Третье послание Иоанна 11)

К добрым делам нужно быть ревностным, то есть стремиться их делать. Такова воля Божья о нас.

“Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам”
(Послание к Титу 2:14)

Добрые дела церкви

Новый завет перечисляет многие из дел, которые должна совершать церковь по отношению к миру и друг ко другу. Рассмотрим некоторые из них.

Праведность и освящение

“…праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще”
(Книга Откровение 22:11)

Праведность — противоположность греховности, жизнь, угодная Богу, исполненная христианских добродетелей; правильное положение перед Богом.

Праведность в Новом Завете имеет двоякую природу. С одной стороны, это Божий дар верующим. Христос — наша праведность. С другой, это жизнь в этом состоянии, стремление исполнять Божьи заповеди и развивать в себе характер Христа.

Святость — основное свойство Бога. В Новом Завете верующие называются святыми в том смысле, что их грехи прощены, и они отделены Богом от мира для служения Ему. Но Писание также призывает нас освящаться, то есть оставаться в этом состоянии и возрастать в нем. Святость заключается не только в безгрешности, но в стойком отвращении к греху.

Исполнение Божьего Слова

“Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя”
(Послание Иакова 1:22)

Послушание Богу неотъемлемо от вышеназванных качеств. Писание говорит, что неисполнение Слова Божьего равносильно самообману. В чем он заключается? В том, что человеку кажется достаточным просто знать, как поступать, но при этом он не поступает так. Иисус говорил о таких людях в Нагорной проповеди, что они строят свой дом на песке. Настоящие отношения с Богом — это делать то, что Он говорит, а не только называть Его Господом.

Милосердие

“Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд”
(Евангелие от Луки 6:36)

Милосердие — одно из качеств Бога, сторона Его благости. Из-за Своего милосердия Бог проявляет к людям долготерпение и очищает их от грехов. В жизни верующего милосердие выражается в готовности помочь или простить ближнего из сострадательного отношения к нему.

Братолюбие

“Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте”
(Послание Римлянам 12:10)

Иисус Христос оставил Своим последователям новую заповедь — любить друг друга так, как Он возлюбил их. Братолюбие — неотъемлемая черта церкви, которая дает ей возможность показать миру веру в Христа. Оно выражается в общении, взаимном уважении, принятии друг друга, участии в нуждах верующих, совместном служении Господу, снисхождении друг ко другу, заботе друг о друге.

Ап. Павел наставляет церковь:

“…будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас”
(Послание Ефесянам 4:32)

Молитва

“Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением”
(Послание Колоссянам 4:2)

Молитва — это обращение человека к Богу, форма общения между человеком и Богом. Она играет важнейшую роль в жизни христианина. В молитве мы получаем от Бога благодать и силу жить христианской жизнью, побеждаем врага и сотрудничаем с Небесным Отцом, молясь по воле Его. Молитва — это дыхание нового творения. Христос и апостолы оставили нам великий пример молитвенной жизни, которому мы можем следовать.

Гостеприимство

“Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота”
(1 Петра 4:9)

Страннолюбие, любовь к странникам в библейском понимании — даже больше, чем просто радушие к гостям. Это готовность позаботиться о гостях, путешественниках, приезжих, у которых “негде приклонить голову” там, где мы живем. Христианская любовь проявляется в том, чтобы предоставить им необходимое. Это качество базируется на понимании того, что наше имущество доверено нам Богом и является средством служения Ему, как и все остальное.

В Библии есть яркие примеры гостеприимства. Так, Авраам, сам того не зная, оказал радушный прием ангелам и Господу.

Мир с людьми

“Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми”
(Послание Римлянам 12:18)

Как христиане, мы призваны к миру. Это широкое понятие. Оно включает в себя доброе отношение к людям, стремление решать конфликты мирным путем, избавляться от гнева до захода солнца, прощать обидчиков и молиться за врагов. Мы также должны быть миротворцами, то есть способствовать примирению враждующих сторон.

Ап. Павел призывает быть в мире, “если возможно с вашей стороны”. Бывают ситуации, когда другая сторона не ищет мира. В таком случае справедлива поговорка “насильно мил не будешь”. Нам остается только молиться и хранить правильное отношение со своей стороны.

“И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны”
(Послание Колоссянам 3:15)

Обетования для делающих добро

Мы живем в мире, в котором делать добро сложнее, чем зло. На христианина давит общество с мирскими нормами поведения, страсти изнутри, и враг человеческих душ дьявол. Но как сложно бы ни было совершать дела Божьи, у нас есть утешение — добро будет вознаграждено Господом.

“Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем”
(Послание Галатам 6:9)

Писание призывает нас настойчиво творить добро и напоминает о законе сеяния и жатвы.

“И изыдут творившие добро в воскресение жизни…”
(Евангелие от Иоанна 5:29)

Наградой праведникам станет не признание или почести в этом мире, а Царство Божье и вечность с Господом. Высшая награда — услышать от Самого Создателя, что мы угодили Ему: “Хорошо, добрый и верный раб, войди в радость Господина твоего”.

Библия также говорит об успешности молитв:

“И, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним”
(1 Иоанна 3:22)

Христос учил, что Бог вспомнит даже о чаше воды, которую мы подали жаждущему. Каждое дело, совершенное в Его Имя, будет отмечено.

“И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца”
(Послание Колоссянам 3:17)

Заключение

Делая добро, мы становимся похожими на нашего Господа, прославляем Его и являемся светом для мира, показывая ему Божий характер.

Поэтому Библия призывает нас:

“Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере”
(Послание Галатам 6:10)