Священное Писание открывает нам истину не только о Боге и Его Царстве, но и о человеке. Сотворенный Богом и наделенной духом, душой и телом, он призван к общению и соединению с Творцом.
Сотворение человека
Происхождение человека описано в книге Бытие.
“И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою”
(Бытие 2:7)
Книга Бытие раскрывает еще одну важную истину о человеке — он создан по образу и подобию Бога.
“И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему…”
(Бытие 1:26)
Обратите внимание на озвученные здесь истины:
- Троичность человека. Человек «состоит» из духа, души и тела, причем каждая из этих частей важна.
- Человек — не продукт случая. Он сотворен Богом, и у его бытия есть цель.
Структура человека
Троичность человека отражает троичность Самого Бога. Рассмотрим кратко нашу структуру.
Тело
Сотворено Богом из земного праха, из тех же элементов, которые есть в других физических телах. Посредством тела душа контактирует с материальным миром.
Библия не рассматривает тело как зло. Скорее, как неотъемлемую часть человека. В этом библейский взгляд отличается от представлений некоторых древнегреческих философов, проникших в христианство на заре его существования и породивших ряд ересей.
Следует различать, когда Библия говорит о плоти как о теле и как о греховной природе человека. Первое не наш враг, тогда как греховную природу нужно умерщвлять. Речь не о смерти физического тела, а о борьбе с внутренними страстями и похотями. Тела же верующих Писание называет храмом Духа Святого.
“Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога…”
(Первое послание к Коринфянам 6:19)
Одно из обетований Бога — воскресение тела. Новые тела спасенных будут подобны телу Иисуса Христа по воскресении. Они не будут подвержены тлению, то есть болезням, старению и смерти.
“Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному Телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все”
(Послание к Филиппийцам 3:20,21)
Душа
Душа нематериальна и выражает себя через тело. Она включает в себя чувства, волю и разум человека. Соответственно, основными ее потребностями являются приобретение знаний и переживание эмоций.
Дух
Это высшая нематериальная часть человека. Дух заключает в себе способность к познанию Бога, что является его основной потребностью. Он проявляет себя тремя способами: через совесть, жажду Бога и страх Божий.
По замыслу Бога, приоритет потребностей у человека должен выстраиваться в таком порядке: духовные, душевные, телесные. Духовные потребности стоят выше остальных, так как без их удовлетворения человек не достигнет гармонии. Дух должен руководить душой, а она — телом. Нарушение этого порядка приводит к извращению человеческой природы.
Дух и душа представляют собой саму личность человека. Они обладают бессмертием и могут существовать после смерти физического тела.
Цель существования человека
Поиск смысла жизни — один из главных вопросов человечества во все времена. Священное Писание снимает завесу с этой тайны: человек существует с определенной целью по отношению к Богу, к самому себе и к остальному творению. Но чтобы понять эти цели, важно уяснить, что отнюдь не мы являемся центром мироздания. Центр всего — Христос. Все сотворено для Него, включая и человека.
“Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано…”
(Послание к Колоссянам 1:16)
Человек призван к славе Божьей. Он сотворен жить в единении с Богом, познавать и прославлять Его. Вот как цель жизни выразил ап. Павел:
“От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас…”
(Деяния св. Апостолов 17:26,27)
Стремление к Богу заложено в каждом из нас. Если мы теряем эту цель, то не испытываем полного удовлетворения от жизни. Внутри мы чувствуем, что рождены для большего, и это чувство не заглушить удовольствиями, потому что мы созданы для блаженства в Боге.
С этим связана вторая цель человека — преображение в образ Христа, соответствие Ему. Человек призван хранить свое подобие Богу, поступать достойно Его, расти духовно. Это требует от нас веры и деятельного стремления в сотрудничестве с Божьей благодатью.
“И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная”
(Послание Римлянам 12:2)
И еще:
“О, человек! сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим”
(Книга пророка Михея 6:8)
Библия говорит, что Бог ввел человека в мир, чтобы он владычествовать над творением, возделывал и хранил его. По отношению к творению человек предназначен быть заботливым хозяином.
“…и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле”
(Бытие 1:26)
Итог
Откровение Священного Писания проливает свет на происхождение, природу и цель существования человека. Созданный Богом по Его образу и подобию, наделенный духом, душой и телом, он призван любить и прославлять Творца, поступать достойно Его и заботиться обо всем творении, являя для него славу Божью.