Skip to main content

“Смерть и жизнь — во власти языка…” (Притчи 18:21)

Священное Писание уделяет много внимания словам человека. Мы дадим отчет Богу не только за свои поступки, но и за слова, и даже мысли и мотивы. Тогда кто-то от слов своих оправдается, а кто-то — осудится. Если это так, если слова так важны, нам стоит внимательно изучить эту тему.

Больше, чем звук

“Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения”
(Первое послание к Коринфянам 14:10)

Каждое слово имеет значение. Слова сообщают предметам наименование, придают им характеристики. В каком-то смысле именно слова делают вещи тем, чем они являются, отражают их назначение и смысл. Например, в книге Бытие читаем, что после сотворения животного мира и человека Бог поручил Адаму назвать всех животных, дать им имя.
Произнося слова, мы не просто создаем колебания воздуха. Мы передаем смысл, который они несут, определяем вещи.

Влияние слов

Слова оказывают влияние. К примеру, прочитав новость в Интернете о какой-то трагедии, мы испытываем определенные эмоции. Кто-то впадает в отчаяние, кто-то в гнев, кто-то думает, как помочь пострадавшим и т.д. Мы не были непосредственными участниками или очевидцами событий. Все, что у нас есть, — это слова, которые мы прочли. Они оказали на нас такое влияние.

Из-за слов разгораются войны, рушатся семьи, расстаются друзья, и слова же помогают тушить конфликты и примиряют врагов. Есть слова, которые убивают, и слова, которые исцеляют и спасают.

“он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой”
(Деяния св. Апостолов 11:14)
“После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист”
(Св. Евангелие от Марка 1:42)

Ответственность за слова

В связи с тем, что слова так важны, Писание называет пустословие и праздные речи грехом.

“Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься”
(Евангелие от Матфея 12:36,37)

Вести праздные речи — значит не следить за словами, не бодрствовать над тем, что говоришь. Это значит давать необдуманные обещания, которые не исполняешь, лгать, преувеличивать, роптать, оскорблять, сквернословить. От всего этого Библия нас предостерегает.

“Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим”
(Послание к Ефесянам 4:29)
“А непотребного пустословия удаляйся…”
(Второе послание к Тимофею 2:16)

Писание говорит, что быть благочестивым невозможно, если не обуздывать свой язык.

“Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие”
(Послание Иакова 1:26)

Эти и другие места Священного Писания побуждают нас внимательно относиться к словам и быть сдержанными в речах.

Речь мудрого и глупого

Библия противопоставляет слова праведника, мудрого человека, и глупца. В первом случае слова несут назидание, благодать, прославляют Бога. Во втором — несут разрушение и проблемы.

“Слова из уст мудрого — благодать…”
(Екклесиаст 10:12)
“Уста глупого идут в ссору, и слова его вызывают побои”
(Притчи 18:6)

Умение сдерживать себя в словах — признак разума и мудрости. Интересно, что в книге Притч Соломона глупость сравнивается с шумливой женщиной, то есть создающей много шума. В противоположность этому:

“Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен”
(Притчи 17:27)

Иаков идет еще дальше и говорит, что духовное совершенство достигается путем обуздания языка.

“Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело”
(Послание Иакова 3:2)

В связи с этим он призывает нас быть сдержанными в словах и больше слушать, чем говорить.

“Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев…”
(Послание Иакова 1:19)

Интересное замечание по поводу слов и речи делает мудрый Соломон в книге Притчей:

“И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои — благоразумным”
(Притчи 17:28)

Слова человека выказывают его глупость или мудрость. Аккуратное обращение со словом — признак благоразумия.

Правильно использовать слова

Слова христианина должны созидать, доставлять слушающим благодать. В этом мы становимся похожими на Бога, Который творил мир Словом, и Который внимателен к Своим словам. Он не лжет и выполняет обещания. У Господа нет пустых слов, не должно быть их и у нас.

Мы понимаем силу слов. Поэтому должны использовать их правильно.

“Приятная речь — сотовый мед, сладка для души и целебна для костей”
(Притчи 16:24)

Итог

Каждое слово, которое мы произносим, фиксируется на Небесах. Однажды нам предстоит отчитаться за свою речь перед Богом. Такое повышенное внимание к словам объясняется тем, что они передают смысл, влияют на других людей, на нас самих, окрашивают явления действительности в те или иные цвета.

Мы можем присоединиться к молитве псалмопевца:

“Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!”
(Псалтирь 18:15)